Где Серебро

Март 2, 2016
разное

Он умел все. Рисовать и делать скульптуры, создавать декорации к балетам и спектаклям из фотографий... Он прекрасно владел словом, писал статьи и книги. К одной из них, «Истории Марии» написал предисловие его друг Генри Миллер. Судя по другой его книге «Разговоры с Пикассо», изданной в 20 странах, он был блестящим собеседником. Единственный фильм «Пока будут звери», который он снял в 1956 году, завоевал в Канне «Золотую Пальмовую ветвь» среди короткометражных фильмов. Но в историю он вошел как фотограф.

Сам себя Брассай однажды назвал «грабителем различных красот». Красоты Парижа этот грабитель с треногой и тяжелой камерой предпочитал всем остальным. Фишка была в том, что он находил сокровища, которых никто не замечал. И там, где их никто не искал. Буквально — под ногами. Он снимает крупным планом камни мостовой при лунном свете и отпечатки следов и шин на свежевыпавшем снегу на городском перекрестке, руины домов со свисающей слоями штукатуркой и изгиб водосточной канавы, брутальных веселых мясников и мужской туалет, в котором головы и ноги джентльменов оставались доступны взгляду прохожих, молочника с бидонами на тележке и манекены дезабилье в витринах, чугунную решетку у подножия дерева и вход в бордель «Сюзи» с пристойно-фривольным витражом на окнах.

Странное дело, этот его Париж, злачный и пустынный, мизерабельный и прекрасный, совершенно не выглядел вульгарным. И кажется, не только из-за дрожащих огней, отраженных в Сене, и не потому, что из-за иллюминации 1925 года Эйфелева башня похожа на легкий абрис взлетающей ракеты...

«Ночной Париж», как отчасти и «Тайный Париж» (последний, снятый в 1930-х, вышел отдельной книгой только в 1976) Брассая вышел не только из прогулок по кафе, танцполам, борделям. Кажется, что на этих пустынных улицах живы духи «Отверженных» Гюго и «Милого друга» Мопассана, «Гобсека» Бальзака и «Чрева Парижа» Золя... Он увидел Париж глазами человека, выросшего на французской литературе. Не зря его отец изучал и преподавал ее в университете всю жизнь. Не зря Париж был его мечтой и тогда, когда он учился в Академии художеств в Берлине, и когда считал Гёте своим наставником.

Источник: vk.com
Рассказать о статье